ГФСУ в письме от 13.08.2014 г. № 1128/5/99-99-20-03-01-16 ответила на следующие вопросы:
— когда суммы налогов и сборов считаются уплаченными?
— действительно ли налоговое обязательство будет считаться выполненным только со дня зачисления соответствующих сумм на единый казначейский счет?
— нужно ли повторно осуществлять платеж, если средства в бюджет так и не попали?
На первый вопрос относительно даты уплаты налогов и сборов налоговики ответили следующим образом. Частью пятой ст. 45 Бюджетного кодекса установлено, что налоги и сборы (обязательные платежи) и другие доходы государственного бюджета признаются зачисленными в государственный бюджет со дня зачисления средств на единый казначейский счет государственного бюджета Украины. Аналогично ч. 5 ст. 78 Бюджетного кодекса установлено, что налоги и сборы (обязательные платежи) и другие доходы местного бюджета признаются зачисленными в местный бюджет со дня зачисления на единый казначейский счет.
На второй вопрос относительно соблюдения налогового обязательства только со дня зачисления соответствующих сумм на единый казначейский счет контролеры ответили так. Статьей 38 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ) предусмотрено, что выполнением налоговой обязанности признается уплата в полном объеме плательщиком соответствующих сумм налоговых обязательств в установленный налоговым законодательством срок. Налоговое обязательство — сумма средств, которую налогоплательщик, в том числе налоговый агент, должен уплатить в соответствующий бюджет как налог или сбор на основании, в порядке и сроки, определенные налоговым законодательством (п.п. 14.1.156 НКУ). Учитывая изложенное, налоговое обязательство будет считаться выполненным со дня зачисления уплаченных средств на единый казначейский счет.
На третий вопрос о необходимости повторно осуществлять платеж, если средства в бюджет так и не попали специалисты авторы письма ответили следующим образом. За нарушение сроков зачисления налогов в бюджеты или государственные целевые фонды по вине банка такой банк уплачивает пеню за каждый день просрочки, включая день уплаты, и штрафные санкции в размерах, установленных НКУ. Также банк несет другую ответственность, установленную НКУ, за нарушение порядка своевременного и полного внесения налогов, сборов, платежей в бюджет или государственный целевой фонд. При этом налогоплательщик освобождается от ответственности за несвоевременное перечисление или перечисление не в полном объеме таких налогов, сборов и других платежей в бюджеты и государственные целевые фонды, включая начисленную пеню или штрафные санкции (п. 129.6 НКУ). В то же время, несмотря на причину неуплаты налоговых обязательств, в частности, в случае нарушения банком сроков выполнения поручений клиентов на перевод средств, НКУ не освобождает налогоплательщика от обязанности уплатить основную сумму налогового обязательства или налогового долга. Налоговый орган, соответственно, имеет право на взыскание соответствующего налогового долга. В случае непоступления денежных средств на бюджетные счета органа государственного казначейства и незачисления их в доходную часть государственного или местного бюджетов налоговые обязательства либо налоговый долг не могут считаться погашенными.