Под Новый год в больших компаниях модно устраивать корпоративы, на которые приглашаются сотрудники и партнеры по бизнесу. Радость эта может принести неприятные сюрпризы со стороны налоговой службы, которая к подобным расходам относится скептически, не желая видеть их в составе налоговых расходов. Поэтому особое внимание необходимо уделить документальному оформлению таких расходов. Сам корпоратив и подарки партнерам можно представить как грамотный маркетинговый ход, а подарки сотрудникам - как поощрение за хорошую работу, предусмотренное в Фонде оплаты труда. Как мы знаем, предприятие в состав налоговых расходов может включить расходы, которые связаны с хозяйственной деятельностью и документально подтверждены. То есть, если затраты на корпоративные мероприятия осуществляются в рамках рекламных мероприятий (п.140.1.5 НК разрешает относить в состав расходов затраты на проведение рекламы без каких-либо ограничений), то они считаются связанными с хозяйственной деятельностью и могут быть включены в составе расходов на сбыт в налоговые расходы. В противном случае налоговых расходов не будет. В то же время нормы абзаца «а» подпункта 138.10.2 НК позволяют отнести к административным расходам общие корпоративные расходы, в том числе и представительские. Так, в соответствии с нормами пункта 2 Приказа № 1026 представительские расходы – это расходы на прием и обслуживание иностранных представителей и делегаций, которые прибыли по приглашению для ведения переговоров с целью осуществления международных связей, установления и поддержания взаимовыгодного сотрудничества. К представительским расходам, в частности, относятся расходы, связанные с мероприятиями культурной программы, транспортным обеспечением и буфетным обслуживанием. То есть расходы на Новогодний корпоратив могут быть составной частью представительских, а значит, административных расходов. Однако такие расходы возможны только в рамках рекламных мероприятий. То есть для того, чтобы представительское мероприятие имело рекламный характер, во время его проведения должна распространяться информация о деятельности предприятия, его продукции (товарах, услугах), например, бесплатная раздача образцов. Кроме того, следует учесть главное: на празднование Нового года должны быть приглашены гости от других предприятий и должны состояться переговоры, связанные с коммерческой деятельностью предприятия. Поэтому целесообразно при оформлении документов в рамках таких расходов применять формулировку, например «для проведения деловой встречи и переговоров с компаниями - партнерами по бизнесу». На основании документов, подтверждающих осуществление расходов на проведение рекламных мероприятий, можно отнести к составу налоговых расходов затраты на проведение Новогодней корпоративной вечеринки как расходы на предпродажные и рекламные мероприятия. Такими документами могут быть: • распорядительный документ (приказ о проведении праздника или презентации). • перечень приглашенных лиц; отправленные им приглашения и их ответы. • смета расходов • отчет о фактических расходах. • программа праздника или презентации. • должным образом оформленные первичные документы,. Обращаем внимание, что премии к Новому году относятся к фонду оплаты труда согласно нормам Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Государственного комитета статистики Украины от 13.01.2004 № 5. Поэтому, по мнению ГНСУ, изложенному в ЕБНЗ (подкатегория 110.07.17), такие премии учитываются в составе расходов при условии, что их начисление осуществляется согласно Положению о премировании или условиям коллективного договора. Таким образом, учитывая расходы на организацию и проведение Новогоднего корпоративного мероприятия в составе налоговых расходов, предприятие должно понимать, что риск в данном случае высок, и споров с налоговыми органами не избежать. Поэтому необходимо оформить надлежащим образом первичные документы. |
ВАШ БУХГАЛТЕР.kharkov.ua